В Москве в рамках "Года российско-японских обменов в области боевых искусств" проходит фестиваль "Меч - символ самурайского духа". За четыре дня на специальной площадке четыре профессиональных кузнеца из Страны восходящего солнца изготовят настоящий японский клинок. Церемония завершится 18 октября после захода солнца. В полной темноте пройдет закалка меча. После этого холодное оружие очистят от глины и шлаков и передадут российской стороне для полировки и создания художественной оправы.
Корреспондент "РГ" лично убедился в том, что процесс идет в плановом режиме и поговорил с генеральным продюсером и руководителем проекта, а также экспертом в области японского меча Нобуо Симадой.
- В эту субботу в Москве кузнецы завершат изготовление настоящего японского меча. Расскажите, что это будет за клинок?
Нобуо Симада: Это будет меч тати, который обычно носили на поясе лезвием вниз в паре с кинжалом танто. Отмечу, что клинок куется с молитвой за здравие русской земли.
- В чем особенность японских мечей? Чем японское холодное оружие отличается, к примеру, от европейского?
Нобуо Симада: Конечно, японский меч первоначально делался как оружие. И этим он похож на европейский. Но, с другой стороны, японский клинок является еще и произведением искусства и даже, если можно так сказать, творением природы. Линия хамон, которая остается на лезвии катаны после заточки, похожа на линию горизонта, разделяющую землю и небо. Создается ощущение, будто сама природа сконцентрировалась в японском клинке. Небо и земля сжались и превратились в катану.
- Я знаю, что японцы придают большое значение символам и метафорам, но все же если говорить о качестве клинка, в чем его достоинства?
Нобуо Симада: Изготовление японского меча начинается из железосодержащего песка, который вместе с углем в печи выплавляют в течение трех суток. Из него получают сырец железа. Насколько мне известно, изготовление европейского меча начинается из руды. Даже на первом этапе уже видно, что технологии различаются. Соответственно, существуют отличия в химическом составе стали. Также у японского меча совершенно уникальный процесс полировки, который допустимо сравнить с обработкой камня. Мастеру изначально понятно, что можно сделать с необработанным камнем, чтобы показать всю его красоту. Также и полировщик меча, когда видит заготовку, понимает, как вытащить природную красоту клинка наружу, чтобы она стала доступна каждому. Работа мастера-полировщика чрезвычайно важна. Мне кажется, что в Европе не достигли...